Обзор изменений в законе о контрактной системе, вступающих с 1 июля 2021

 

Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» в целях информационно-консультационного сопровождения деятельности заказчиков сообщает об изменениях в законодательстве о контрактной системе.
1. С 1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В соответствии с новой редакцией ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, которая вступает в силу 1 июля текущего года, приведены формулировки ч. 4 и ч. 8 ст. 110.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе). Так, в указанных частях ст. 102.2 Закона о контрактной системе скорректированы ссылки на положения Градостроительного кодекса РФ о порядке проведения государственного строительного надзора. Кроме этого, из формулировок приведенных норм исключены требования к содержанию заключения органа государственного строительного надзора в части подтверждения соответствия объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, а также требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
2. С 1 июля 2021 вступили в силу пунктов 1 - 6, 8 - 10 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2020 N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Во-первых, в РНП будут включаться не сведения об учредителях участника, а сведения об:
- участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных
оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя). Под такими участниками (членами) понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем 25% акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства РФ;
- учредителях унитарного юридического лица.
Во-вторых, сведения об учредителях участника закупки не нужно будет
указывать в заявках.
В-третьих, контрольный орган в сфере закупок будет проводить внеплановую проверку в связи с получением обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП.
В-четвертых, будет предусмотрено, что информация об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) исключается из РНП не только по истечении 2 лет с даты ее размещения в РНП, но и до истечения этого срока в случае получения ФАС России:
1) решения суда о:
- признании недействительным решения о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП;
- признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) членов его коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции его единоличного исполнительного органа, а также перечисленных выше участников (членов) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица, по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
3. С 1 января 2022 г. вступает в силу ст. 2 Федерального закона от 1 июля 2021 N 277-ФЗ "О внесении изменений в статью 3.4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Изменения касаются увеличения обязательной доли закупок у СМП и СОНКО. С 1 января она составит не менее 25% совокупного годового объема закупок вместо 15%, как сейчас.
Кроме того, сократят сроки оплаты по всем контрактам. Если закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок составит:
? не более 10 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
? не более 15 рабочих дней — при других закупках.
С 1 января 2023 года предельные сроки такие:
? не более 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
? не более 10 рабочих дней — при остальных закупках.

В целях недопущения нарушений норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок просим довести данную информацию до ответственных сотрудников ваших ведомств и подведомственных вам учреждений.