Обзор законодательства в сфере закупок вступающих в силу с 1 января 2017 года

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, начиная с этапа  планирования закупок и заканчивая особенностями исполнения контрактов,  мониторингом, аудитом и контролем в сфере закупок.

 

На сегодняшний день законодательство Российской Федерации о контрактной системе  насчитывает более 100 правовых актов в сфере закупок, а  Федеральный закон № 44-ФЗ применяется в 27-й редакции.

 

Учитывая громоздкость законодательства, и необходимость постепенного перехода на контрактную систему в сфере закупок, статьей 114 Федерального закона № 44-ФЗ установлен порядок вступления в силу отдельных его положений.

Условно выделяется 3 этапа реализации Закона № 44-ФЗ:

1 этап – реализация положений, вступивших в силу с 1 января 2014 года (часть 1 статьи 114).

2 этап – реализация положений, вступивших в силу с 1 января 2016 года (часть 2 статьи 114);

3 этап (завершающий) – реализация положений, вступающих в силу с 1 января 2017 года (часть 3 статьи 114).

 

Напомню, I этап был направлен на формирование и совершенствование законодательной базы в сфере закупок, а также практическое применение основных положений, касающихся процедурной части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом новых способов (конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений).

II этап в основном касался реализации Главы 2 Федерального закона № 44-ФЗ в части планирования, нормирования и обоснования закупок.

С 1 января 2017 года в Российской Федерации начинается реализация III-го (заключительного) этапа внедрения контрактной системы в сфере закупок.

Обращаем внимание, что от должной организации внутренней деятельности заказчиков, надлежащего применения отдельных положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок будет зависеть своевременное планирование и осуществление закупок, направленное на социально-экономическое развитие республики и исполнение социальных гарантий государства.

I. В первую очередь, считаем необходимым ознакомить с основными положениями Федерального закона № 44-ФЗ, вступающими в силу с 1 января 2017 года.

1) Вступают в силу пункт 2 части 1, пункты 1 - 3 части 3 статьи 4, в соответствии с которыми единая информационная система будет содержать планы закупок, планы-графики закупок, информацию о реализации планов закупок и планов-графиков, а также обеспечивать необходимые виды контроля в сфере закупок.

2) Вступает в силу статья 20 «Обязательное общественное обсуждение закупок».

Заказчикам необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно принятым Правилам обязательному общественному обсуждению подлежат конкурентные закупки с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млрд. рублей.

При этом действующие порядки на переходный период с 2014 по 2016 годы, прекращают свое действие 31 декабря 2016 года.

Сейчас на уровне Правительства Республики Саха (Якутия) ведется разработка новых правил общественного обсуждения закупок, которые вступят в силу в 2017 году. Планируется установление порога обязательного общественного обсуждения свыше 100 млн. рублей.

3) Вступает в силу часть 11 статьи 21, в соответствии с которой  закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

4) Вступает в силу часть 4 статьи 23, в соответствии с которой наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

К настоящему времени Минэкономразвития России реализован первый этап по созданию Каталога.

Так, в соответствии с государственным контрактом Российской Федерации разработаны Каталог (в настоящее время содержит описание более 30 тыс. товаров, работ, услуг), информационная система по его ведению, а также концепция Каталога.

Информационная система по ведению Каталога предусматривает возможность применения шаблонов описания товаров (работ, услуг). Такой шаблон описания включает название товаров (работ, услуг) с обязательным указанием характеристик описываемых товаров (работ, услуг).

5) Вступает в силу пункт 3 статьи 42, пункт 12 части 2 статьи 103, пункт 5 части 3 статьи 104 предусматривающий применение идентификационного кода закупки.

Заказчикам необходимо руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки».

6) Вступает в силу часть 1 статьи 97, определяющая мониторинг закупок в виде системы наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

На федеральном уровне мониторинг осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на региональном – согласно Указу Главы Республики Саха (Якутия) от 13.10.2016 №1432 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия)».

7) Вступают в силу часть 5, пункт 1 части 8 статьи 99.

Установлен финансовый контроль за соответствием сведений, содержащихся в планах закупок, планах-графиках закупок, извещениях, проектах контрактов, реестре контрактов, информации об объеме финансирования закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, и информации об идентификационном коде закупки.

Данный контроль возложен на Федеральное казначейство, финансовые органы регионов и муниципалитетов, а также на органы управления государственными внебюджетными фондами.

В случае несоответствия контролируемой информации установленным требованиям названные органы направляют заказчикам протокол с указанием выявленных нарушений, а сведения, подлежащие размещению в единой информационное системе в сфере закупок, не публикуются в ней до устранения нарушения и прохождения повторного контроля.

Вместе с тем, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля будут осуществлять контроль  в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Федерального закона № 44-ФЗ, и обоснованности закупок.

В целях реализации указанных положений приняты:

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ».

Приказ Минфина России от 22.07.2016 № 120н «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия при осуществлении контроля финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами с субъектами контроля».

В Республике Саха (Якутия) Порядок взаимодействия при осуществлении контроля финансовых органов с субъектами контроля утверждает Министерство финансов Республики Саха (Якутия).

II. Кроме этого, считаем необходимым ознакомить Вас с основными положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, вступающими в силу с 1 января 2017 года.

1) В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ, действие Федерального закона № 44-ФЗ распространено на все закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Исключение составляют закупки за счет безвозмездных и безвозвратных грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, а также закупок, осуществляемых в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора других лиц для выполнения обязательств.

2) На основании пункта 34 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 320-ФЗ с 1 января 2017 года контракт на лечение гражданина РФ за границей сразу может быть заключен с единственным контрагентом без необходимости проведения до этого запроса предложений.

3) Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. № 1334 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 636» требования к условиям заключения энергосервисных контрактов и особенности определения их начальной (максимальной) цены распространены на закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий.

4) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 1285 с 1 января 2017 года в Правилах ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, в частности, изменится следующее:

- предусмотрено, что Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России утверждает перечень товаров, при осуществлении закупки которых в реестр контрактов включаются их потребительские свойства, в том числе характеристики качества и иные характеристики объектов закупки, и состав таких характеристик. Информация о таких характеристиках объекта закупки будет включаться в реестр;

- в реестр будет включаться информация о размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), а также копия документа о согласовании контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

С 1 февраля 2017 года в отношении объекта закупки - лекарственного препарата в реестр контрактов будет дополнительно включаться информация о наименовании лекарственного средства (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименование производителя лекарственного препарата, а также лекарственная форма, дозировка, количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке.

С 1 апреля 2017 года в реестр контрактов будет включаться информация о гарантии качества товара, работы, услуги по контракту и сроке ее представления (при наличии), а также о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества товара, работы, услуги.

5) Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2016 г. № 1230 скорректированы критерии отнесения товаров к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в России.

Напомним, что они были определены в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, а также соблюдения условий, запретов и ограничений допуска иностранных товаров в соответствии с Законом о контрактной системе.

Установлены требования к продукции промышленности стройматериалов, а также мебельной и деревообрабатывающей промышленности.

Перечисляются стадии производства, которые с 01.01.2017 должны осуществляться в России.

6) Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 г. № 1219 на ГУПы и МУПы распространен порядок подготовки, составления и размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в единой информационной системе в сфере закупок.

Также предусмотрена разработка типовых условий контракта в отношении отдельных условий гражданско-правового договора на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренду имущества), заключаемого ГУПом или МУПом в соответствии с Законом о контрактной системе.

7) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1164 внесены изменения в пункт 1 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов.

Установлено, что под банковское сопровождение подпадают гражданско-правовые договоры, заключенные государственным, муниципальным унитарным предприятием.

8) Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2016 г. № 744 внесены изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719, устанавливающее критерии отнесения медизделий и фармацевтической продукции к товарам, произведенным в России.

Критерии разработаны в целях соблюдения ограничений на закупки для государственных и муниципальных нужд лекарств, входящих в перечень ЖНВЛП, и отдельных медизделий иностранного производства.

Лекарственными препаратами, сыворотками и вакцинами, произведёнными в России, с 1 января 2017 г. будут считаться зарегистрированные лекарственные препараты, в отношении которых на территории стран ЕАЭС осуществляются технологические операции, соответствующие совокупности стадий технологического процесса производства готовой лекарственной формы, упаковки и выпускающего контроля качества.

9) Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 587 внесены изменения в перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

С 1 января 2017 года данный Перечень будет действовать в новой редакции.

В новом Перечне товары, работы, услуги сгруппированы по кодам ОКПД 2. Кроме того, в нем отсутствуют примечания, предписывающие учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы поставлять ряд товаров, выполнять ряд работ, оказывать ряд услуг только для нужд уголовно-исполнительной системы, ФССП России, а также в рамках закупок, осуществляемых при размещении государственного оборонного заказа.

10) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» с 1 января 2017 года должна быть обеспечена возможность подачи через ЕИС заявок на участие в закупке, окончательных предложений поставщиков.

11) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2015 г. № 84 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 656» расширен перечень товаров машиностроения иностранного производства, госзакупки которых запрещены.

В него вошли новые виды строительной, коммунальной техники, а также техника, которую используют при разработке месторождений полезных ископаемых. Это, в частности, отвалы бульдозеров поворотные и неповоротные, тракторы гусеничные, автопогрузчики с вилочным захватом, снегоочистители и др.

Вместе с тем из-под запрета выведены товары, странами происхождения которых являются Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения.

12) С 1 января 2017 года контрактным управляющим или работником контрактной службы может быть работник, имеющий высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о контрактной системе в состав комиссии по осуществлению закупок включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.

Кроме этого, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» с 1 января 2017 г. проверяющие должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.

13) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005 при формировании сведений и документов для включения в реестр банковских гарантий до 31 декабря 2016 г. указывается номер извещения об осуществлении закупки, размещенного на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, или уникальный номер контракта, в обеспечение которого выдана банковская гарантия, из реестра контрактов, а с 1 января 2017 г. - идентификационный код закупки.

14) В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24 октября 2016 г. № 674 внесены изменения в пункт 2 Типового положения о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631, в части его применения ГУПами и МУПами.

15) Приказом Минэкономразвития России от 9 июня 2016 г. № 362 внесены изменения в пункт 6 требований энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 4 июня 2010 г. № 229.

Эта норма устанавливает долю осветительных приборов, отличных от светодиодов, которую государственные и муниципальные заказчики должны соблюдать при закупках осветительных приборов для зданий, магистральных дорог, магистральных улиц общегородского значения.

В результате изменений указанная доля увеличилась и не должна превышать:

- в 2017 году - 90% от общего объема таких заказов (в натуральном выражении);

- в 2018 году соответственно 70%;

- в 2019 году - 50%;

- в 2020 году - 25%.

 

Государственный комитет Республики Саха (Якутия)

по регулированию контрактной системы в сфере закупок