Обзор важных изменений вступающих в силу в 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

>>Изменения, вступившие в силу с 26.12.2019 г.

>>Изменения, вступившие в силу с 28.12.2019г.

>>Изменения, вступившие в силу 30.12.2019г.

>>Изменения, вступившие в силу с 01.01.2020 г.

>>Изменения, вступившие в силу с 08.01.2020 г.

>>Изменения, вступающие в силу с 01.03.2020г.

>>Изменения, вступающие в силу с 01.04.2020 г.

>>Изменения, вступающие в силу с 01.07.2020 г

>>Изменения, вступающие в силу с 01.01.2021 г.

 


 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО 

 

 

        Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» в целях оказания информационно-консультационного сопровождения деятельности заказчиков сообщает о следующих нововведениях в нормативные правовые акты в сфере закупок.

       

Изменения, вступившие в силу с 26.12.2019 г.

        1. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» введен запрет на допуск к закупкам иностранных программно-аппаратных комплексов систем хранения данных (код ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных».

        Запрет, установленный указанным постановлением, распространяется на товары, являющиеся предметом закупки, в том числе в случае закупки работ (услуг), при выполнении (оказании) которых предусмотрена поставка товаров, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.

        Таким образом, следует обратить внимание при составлении описания объекта закупки, если объединить товары, на которые введен запрет и не введен запрет, устанавливается искусственное преимущество условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений тем участникам, которые могут поставить оба вида товаров, и наоборот, ограничивается участие лиц, у которых имеется товар, не включенный в запрет, при этом они могли бы поставить товар, в отношении которого не введен запрет. Между тем, в силу положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-Закон о контрактной системе) и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничивать конкуренцию.

 

Изменения, вступившие в силу с 28.12.2019г.

        Скорректированы, предусмотренные Законом о контрактной системе, требования к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии.

        Федеральным законом от 27.12.2019 №469-ФЗ внесены изменения в статью 45 Закона о контрактной системе, дополнив его частями 1.3 - 1.6, согласно которым, заявки участников и исполнение контрактов могут быть обеспечены, в том числе, банковскими гарантиями, выданными банком, в отношении которого действует план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства и при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности указанного банка. В этом случае право банка выдавать соответствующие гарантии действует независимо от его соответствия требованиям, указанным в части 1.1 статьи 45 Закона о контрактной системе.

        При этом банк не исключается из перечня банков, предусмотренного частью 1.2 статьи 45 указанного закона, также банк включается в перечень в случае, если он был все же исключен из перечня до принятия Советом директоров Банка России соответствующего решения.

 

Изменения, вступившие в силу 30.12.2019г.

        1. Внесены правки в Правила использования каталога товаров, работ, услуг (далее-КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

        Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 уточнены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исключены из Правил положения, предусматривающие использование заказчиками КТРУ при планировании закупки. Также уточнили в части использования дополнительной информации и дополнительных потребительских свойств, которые не предусмотрены в позиции каталога:

       - в виде исключения дополнили положения части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, т.е. на данный момент положения постановления Правительства РФ от 15.11.2017 №1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом, исключили возможность двусмысленного толкования пункта 5 Правил, который мог привести неоднозначному применению нормы, предусмотренной вышеуказанными Особенностями описания лекарственных препаратов для медицинского применения;

        - в пункте 6 привели в соответствие с пунктом 5 Правил, исключив слова «иной».

Кроме всего, исключили обязательность использования со дня с указанной в позиции каталога даты начала обязательного применения информации, предусмотренной подпунктом «д» пункта 10 Правил. К такой информации относится – справочная информация:

        - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);

        - информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии).

 

Изменения, вступившие в силу с 01.01.2020 г. 

        С 01.01.2020 года поэтапно вступили в силу множество изменений.

        1. Регистрация поставщиков в единой информационной системе (далее-ЕИС) становится обязательной, это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752 «О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок».

       Установлено, что с 1 января 2020 года оператор электронной площадки обязан обеспечить невозможность подачи заявки на участие в закупке лицам, аккредитованным до 1 января 2019 года на электронной площадке и не прошедшим регистрацию в ЕИС.

        Таким образом, с 1 января 2020 года только участники закупок, прошедшие регистрацию в ЕИС и включенные в единый реестр участников закупок, смогут принять участие в электронных процедурах в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

        2. В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 №504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утратил силу реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. В связи с этим, уточнен порядок действий аукционных комиссий при рассмотрении заявок, исключена необходимость проверки информации о подавшем заявку участнике аукциона, содержащейся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

        3. Наименование страны происхождения товара указывается в заявках участников в обязательном порядке во всех типах конкурентных закупок, вне зависимости от установления заказчиком в извещении и документации о закупке условий, запретов, ограничений допуска товаров в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. С учетом этих изменений скорректированы положения к требованиям по оформлению заявок участников закупки.

        4. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 №1400 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну». Так, в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, ранее нужно было включать наименование страны происхождения товара или информацию о производителе товара в отношении исполненного контракта. По новой же редакции включают только наименование страны происхождения товара (исключили возможность представления информации о производителе товара) при установлении условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе).

        Территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований должна осуществляться проверка информации о стране происхождения товара в отношении исполненных и заключаемых контрактов при ее включении в реестр контрактов. Подчеркивается, что в случае выявленного несоответствия указанной информации орган контроля сформирует отрицательный результат проверки, о чем ранее сообщалось в письме Федерального казначейства от 10.12.2019 № 07-04-05/14-26674.

        5. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, кроме контроля соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, будут осуществлять и общий контроль соблюдения предусмотренных Законом о контрактной системе требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта.

        Утратил силу контроль по применению заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также контроль своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.

        Кроме того, расширен перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Контроль будет осуществляться не только в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение из федерального бюджета.

        6. Кроме того, утратила силу часть 11 статьи 99 Закона о контрактной системе о компетенции установления и содержании Порядка осуществления контроля и дополнена часть 9 указанной статьи, нормой об установлении такого Порядка осуществления контроля в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

        7. Так же, утратила силу часть 11.1 статьи 99 Закона о контрактной системе, определяющая, что Порядок осуществления контроля устанавливается в соответствии с требованиями, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

        Между тем, часть 11.2 указанной статьи, дополнена положением об установлении Порядка осуществления контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

8. Согласно новой редакции части 21 статьи 99 Закона о контрактной системе, контрольные органы по результатам проверок могут выдавать теперь не только предписания, но и представления, информация о которых размещается также в ЕИС в течение 3-ех рабочих дней.

        9. Вступили в силу особенности реализации федерального бюджета на 2020 и плановый период 2021-2022 предусмотренные постановлением Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

        10. Вступили в силу постановления Правительства РФ регламентирующие порядок эксплуатации государственной информационной системы «Независимый регистратор», созданной в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке, которая должна обеспечивать в том числе независимую регистрацию (резервирование и хранение) истории проведения закупочных процедур в электронной форме на электронных площадках с целью предоставления информации о действиях, совершенных на торгах, для принятия решения контролирующим органом на основе объективной информации (пп. «б» п. 72 Закона № 71-ФЗ, ПП РФ № 881, 882 и 883 от 28.07.2018).

        11. Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р утвержден новый перечень ЖВНЛП и дорогостоящих лекарственных препаратов, который содержит четыре основных изменения по перечням.

        Во-первых, дополнен перечень ЖНВЛП на 2020?год 24 препаратами и исключен один — лорноксикам. В обновленный список вошли лекарства для лечения сахарного диабета, гормональные и?противогрибковые препараты. На 2020 год в перечне ЖНВЛП будет числиться 758 наименований.

        Во-вторых, изменился перечень дорогостоящих лекарств. В него входят препараты для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше. Эти препараты отнесены к высокозатратным нозологиям. С 2020 года к ним добавилось 12 позиций.

        В-третьих, в перечень препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан внесли 23 новых наименования. Это препараты для лечения сахарного диабета, антигипертензивные средства, противовирусные препараты системного действия, противоопухолевые, иммунодепрессанты, психолептики и др.

        В-четвертых, для ряда лекарств, которые уже были в перечнях, изменили лекарственные формы. Например, для паливизумаба появилась новая лекарственная форма — раствор для внутримышечного введения. От некоторых форм отказались. Для парацетамола появилась новая лекарственная форма — раствор для приема внутрь (для детей).

        12. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 №1635 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработаны новые правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

        Проведение общественных обсуждений будет обязательно для государственных закупок в виде конкурсов и аукционов с НМЦК не менее 1 млрд рублей. По сравнению с ныне действующим порядком проведения общественных обсуждений предусматривается ряд нововведений. В частности, обязательное общественное обсуждение теперь автоматически начинается с даты размещения в ЕИС плана-графика закупок, исключается этапность проведения обязательных общественных обсуждений, отсутствуют очные публичные слушания в рамках обязательного общественного обсуждения.

        13. В перечне товаров, установленного в приложении к постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ», меняется одна из позиций. Вместо позиции по коду ОКПД2 28.30.23.110 «Тракторы для сельского хозяйства» появляется позиция по коду ОКПД2 28.30.2 «Тракторы для сельского хозяйства прочие».

        14. Вступило в силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2019 № 376 «О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Постановление №376). В соответствии с положениями Закона о контрактной системе нет ограничений по установлению авансовых платежей, при этом Постановление №376 для заказчиков Республики Саха (Якутия) – получателей средств государственного бюджета предусматривает ограничения по видам и размерам авансовых платежей при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

        Так, в пункте 13 Постановления №376 устанавливается закрытый перечень товаров, работ, услуг, по которым при заключении договоров (государственных контрактов) вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 100%, 80%, 70% и 50% суммы договора (контракта). Также при заключении договоров (государственных контрактов) по всем видам товаров, работ, услуг вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 30% суммы договора (контракта).

        Кроме того, при предоставлении из государственного бюджета местным бюджетам межбюджетных трансфертов установлена обязанность предусмотреть требования о централизации закупок по целевым назначениям. В отличие от предыдущего года добавились закупки на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства в рамках реализации мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета по государственной программе РФ «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» и при реализации национальных (региональных) проектов на территории Республики Саха (Якутия), за исключением национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

        При этом следует иметь ввиду, что в силу пункта 14 Постановления 376 и пункта 1 статьи 25 Конституционного Закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З N 51-I «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» указанные нормы обязательны исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия) для заказчиков Республики Саха (Якутия) – получателей средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

 

Изменения, вступившие в силу с 08.01.2020 г.

        1.В Законе о контрактной системе скорректировано понятие «контракт», а также дополнено понятием  «контракт жизненного цикла» - контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

       Право заказчика заключать контракт жизненного цикла на новые машины и оборудование действует даже, если это не установлено Правительством РФ.

        2. Из зоны регулирования Закона о контрактной системе исключено заключение соглашения об установлении сервитута, предусмотренное земельным законодательством.

        3. Дополнен пункт 23 части 1 статьи 93 указанного закона, заключение контракта возможно в том числе и на работы/услуги по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (сейчас установлены услуги по вывозу бытовых отходов), применяется для помещений как в собственности заказчика, так и на иных основаниях использования, а также возможно заключение контракта с оплатой стоимости пропорционально размеру принадлежащей площади и не только непосредственно с подрядчиком, исполнителем указанных в настоящем пункте работ, услуг, но и с лицом, заключившим в соответствии с законодательством РФ договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, указанных в настоящем пункте.

        4. Пункт 32 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения) дополняется арендой земельного участка и будет применяться не только к закупкам для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, но и к закупкам бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий либо иных юридических лиц в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе.

        5. Изменено наименование статьи 110.2 Закона о контрактной системе, в связи с этим уточнены положения статьи, «подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий» вместо предмета «выполнение проектных и (или) изыскательских работ», кроме того, часть 2 указанной статьи дополнена положением, что подрядчик может выполнять работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства не только самостоятельно, но и своими дочерними обществами).

        6. В целях реализации национальных проектов статья 112 Закона о контрактной системе дополнена частями 55-63, предусматривающими в том числе возможность совмещения в одном контракте со строительством/ реконструкцией / капремонтом работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, закупка медицинского оборудования (проводится в электронной форме аукционом или открытым конкурсом), установления Минстроем РФ порядка определения НМЦК, составления сметы, изменения цены для такого контракта. Для обоснования НМЦК такого контракта не применяется проектно-сметный метод, а также новые случаи изменения существенных условий для такого контракта.

        7. Федеральным законом от 27.12.2019 № 509-ФЗ «О внесении изменения в статью 52 Федерального закона «О защите конкуренции» установлены особенности порядка исполнения предписаний антимонопольного органа, выданных органу государственной власти или органу местного самоуправления.

        Предусматривается, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением антимонопольного предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом.

        8. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1922 «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99» введено дополнительное требование к участникам закрытых конкурсов на выполнения работ по техническому обслуживанию медицинской техники, если НМЦК превышает 10 млн. рублей.

 

 

Изменения, вступающие в силу с 01.03.2020г.

        1.Федеральным законом от 27.12.2019 № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» внесены поправки по вопросам взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения:

        - скорректирован понятийный аппарат (в части таких терминов, как оригинальный, референтный и воспроизведенный лекарственный препарат, терапевтическая и биоэквивалентность лекарственный препарат);

        - уточнены критерии взаимозаменяемости лекарственный препарат;

        - предусмотрено формирование, регулярное обновление и размещение в Интернете списка взаимозаменяемых лекарственных препаратов;

        - Правительство уполномочено устанавливать особенности определения взаимозаменяемости биологических, комбинированных и недозированных лекарственных препаратов, а также лекарственных препаратов для парентерального питания;

        - сокращен перечень лекарственных препаратов, взаимозаменяемость которых не определяется (в нем остались только растительные и гомеопатические лекарственные препараты);

        - из ГРЛС будут исключены сведения о взаимозаменяемости; 

        - экспертное заключение о взаимозаменяемости лекарственного препарата можно обжаловать в уполномоченном органе, а не в комиссии экспертов.

        Другие изменения касаются ввоза в Россию незарегистрированных наркотических и психотропных ЛП для оказания медпомощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов, а также установления оптовых и розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП.

 

Изменения, вступающие в силу с 01.04.2020 г.

        1. Вступят в силу изменения в Законе о контрактной системе, касающиеся контроля за проведением закупок принятые Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ, из Закона о контрактной системе будет окончательно исключено понятие плана закупок.

        Единая информационная система в сфере закупок будет обеспечивать контроль за соответствием информации об информационном коде закупки (ИКЗ) и не превышением объема финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащихся в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах, условиях проектов контрактов.

        Правительством РФ будет определен федеральный орган исполнительной власти, который пополнит перечень органов контроля, и на который будут возложены полномочия по осуществлению с использованием ЕИС контроля за соответствием информации об ИКЗ и не превышением объема финансового обеспечения в извещениях относительно информации в планах-графиках, в протоколах – относительно информации в извещениях, в условиях проектов контрактов – относительно сведений в протоколах. Порядок осуществления контроля этим органом контроля будет определен Правительством РФ.

        2. В соответствии постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 №1906, в реестр контрактов будет включаться в том числе и информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о количестве поставленного товара, об объеме выполненной работы, оказанной услуги, а также информация о признании судом контракта недействительным (при наличии).

 

Изменения, вступающие в силу с 01.07.2020 г.

        1. Запрос котировок можно будет отменять не позднее чем за 1 час до окончания срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок (сейчас не позднее, чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок).

        2. Изменятся правила проведения запроса котировок в электронной форме, заказчики вправе будут осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии что НМЦК не превышает 3 млн рублей, при условии что годовой объем таких запросов котировок не более 10% совокупного годового объема закупок заказчика, исключено ограничение годового объема таких запросов котировок в 100 млн рублей. Срок подачи заявок должен будет составлять не менее 4 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения извещения в ЕИС, извещение в отличии от действующего перечня не будет содержать место и порядок подачи заявок участников закупки, а также информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта и срок, в течение которого победитель запроса котировок в электронной форме или иной участник такого запроса, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок в электронной форме от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок в электронной форме или иного участника такого запроса уклонившимися от заключения контракта. Кроме того, извещение должно содержать не только проект контракта, но и обоснование НМЦК, изменять извещение не допускается, заявка не будет содержать согласие (это сама подача заявки).

        Заявка дополнительно к существующим сейчас требованиям будет содержать:

        -документы, подтверждающие соответствие участника требованиям пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;

        -решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки (или его копия), если требование о наличии такого решения установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и для участника закупки поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта (в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта в соответствии со ст. 96 44-ФЗ) является крупной сделкой;

        -наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира (включается в заявку при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в случае установления заказчиком в извещении требования о представлении такой информации, не включается в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме в случае включения в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме проектной документации в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

        В отличие от действующего порядка оформляется только один протокол - подведения итогов. Дополнительно в нем указывается информация: об увеличении цены в связи с предоставлением льгот учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, и организациям инвалидов; информация о признании запроса котировок несостоявшимся; о присвоении допущенным к закупке заявкам порядковых номеров по мере возрастания, предложенной участниками цены.

        Помимо этого, меняются сроки/порядок заключения контракта:

        -заказчик должен будет размещать проект контракта в ЕИС и на электронную площадку не позднее трех часов с момента размещения протокола подведения итогов в ЕИС;

        -у победителя и заказчика будет не более чем по одному рабочему дню на подписание и размещение контракта. При этом заключить контракт можно не ранее чем через два рабочих дня за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

        Протокол разногласий для этого способа закупки новыми правилами не предусмотрен, а также, если была подана или осталась только одна заявка, соответствующая извещению, можно будет сразу заключить контракт с участником как с единственным поставщиком.

        3. Федеральным законом от 27.12.2019 №449 внесены дополнения в статью 93 Закона о контрактной системе. Меняется порядок заключения контракта с единственным поставщиком для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить Правительство РФ (также Правительством РФ устанавливаются порядок направления обращения, порядок рассмотрения обращения, порядок направления решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком либо об отказе в таком согласовании) при несостоявшихся закупках:

        - закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;

        - открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

        -электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

        -электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, не было ни одного ценового предложения;

        -запрос предложений в электронной форме, если была подана или осталась только одна заявка, не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены;

        -запрос предложений, если была подана одна заявка или не подано ни одной.

        В указанных выше случаях обращение о согласовании заказчик будет направлять в контрольный орган в течение 5 рабочих дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания, если по закону его не нужно размещать в ЕИС.

        В 10-дневный срок с момента поступления обращения о согласовании контрольный орган проведет внеплановую проверку закупки. Если будут обнаружены нарушения, контракт можно будет заключить только после исполнения предписания, выданного по результатам проверки, в том числе внесения изменений в проект контракта и направления его участнику закупки.

        Контракт можно будет заключить не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола подведения итогов закупки в ЕИС или его подписания и не позднее чем через 20 дней со дня, когда заказчик получит решение о согласовании.

Кроме того, указанная статья дополнена частью 12 предусматривающая новую электронную процедуру как закупка у единственного поставщика в электронной форме, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму, не превышающую 3 млн рублей.  

        4. В соответствии с вышеуказанным законом часть 15 статьи 99 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 4, согласно которому, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в том числе и при получении обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

        5.  С учетом изменений внесенных Федеральным законом от 27.12.2019 №449-ФЗ, приведена в соответствие часть 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, предусматривающая  в том числе и  подачу жалобы в срок не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме и протокола подведения итогов определения поставщика, в случае осуществления закупки товара у единственного поставщика в электронной форме.

 

Изменения, вступающие в силу с 01.01.2021 г.

        1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906, заказчики наряду с регистрационными сведениями получат от электронных площадок сведения о привлечении поставщика к административной ответственности за получение незаконного вознаграждения по ст. 19.28 КоАП, в связи с этим, у заказчиков появится возможность проверить потенциальных исполнителей на соответствие п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

        Как ранее сообщалось, ожидается второй большой пакет изменений к Закону о контрактной системе содержащий такие положения как электронный документооборот на всех стадиях закупки, унифицированные требования к заявкам, сокращение способов закупки, ужесточение механизмов борьбы с «профессиональными жалобщиками». В настоящее время законопроект на стадии согласования Правительством РФ.

        Просим довести данную информацию до ответственных сотрудников Ваших ведомств и подведомственных Вам учреждений, в целях недопущения нарушения норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок.