Обзор основных изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ

   В целях оказания информационно-консультационного сопровождения, ГКУ РС(Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» представляет обзор основных изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).


   Много изменений внесены в Закон №44-ФЗ следующими Федеральными законами: 
   1) от 1 апреля 2019 г. №50-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
   2) от 1 мая 2019 г. №69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 56.1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
   3) от 1 мая 2019 г. №70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 
   4) от 1 мая 2019 г. №71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ №71-ФЗ). 

 

 

 


   Изменения, вступившие в силу с 1 мая 2019 года. 

 


   В отношении закупок услуг по организации отдыха и оздоровления детей осталась редусмотренной только возможность провести конкурс с ограниченным участием в электронной форме или закупить услуги без предъявления дополнительных требований: провести котировки или заключить договор с единственным поставщиком. 

 

 

 


   Изменения, вступившие в силу с 12 мая 2019 года. 

 

   Дополнили частью 3 статью 5 Закона №44-ФЗ, обязывающей Правительству РФ определить порядок установления требований к формированию и размещению в ЕИС, на электронной площадке, специализированной электронной площадке информации и документов, предусмотренных Законом №44-ФЗ. 

 


   Из частей 5 и 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ исключили понятия фиксированной суммы штрафа, оставив обязанность определять Правительству РФ порядок установления размера штрафа в контракте. При этом в случае определения размера штрафа со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнили исключение, дав возможность использования иного порядка начисления штрафа, если это установлено законодательством РФ.

 


   Также установлен точный размер пени для поставщика в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ, при этом дополнили как исключение иные случаи, установленные законодательством РФ. 

 


   Дополнили новой нормой в части наделения полномочиями Министерства финансов РФ по разработке и утверждению типовых контрактов, типовых условий контрактов, в случае отсутствия отраслевых. 

 


   В части сроков оплаты заказчиком по контракту дополнили исключение, если иной срок оплаты установлен законодательством РФ (ч. 13.1 ст.34 Закона №44-ФЗ). 

 

   Пункты 9-12 статьи 94 Закона № 44-ФЗ утратили силу. Таким образом, предоставление Заказчиком отчета об исполнении контракта не требуется. 

 


   Сокращен срок рассмотрения документов и информации по включению в РНП, а также срок обжалования действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки от 10 дней до 5.

 


   Уточнили в части обжалования действий (бездействия), связанных с заключением контракта, что могут обжаловать только участники закупки, с которым в соответствии с Законом №44-ФЗ заключается контракт. 

 


   Кроме того, статью 106 Закона №44-ФЗ дополнили новой частью 5.1, в соответствии с которой представление информации и документов, составленных при осуществлении закупки, теперь не требуется, если эти документы и информация размещались в ЕИС. При этом, если эти документы и информация, размещенные в ЕИС, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте. Таким образом, если даже будет допущена техническая ошибка при размещении указанных документов и информации в ЕИС, при этом первоначально документ или информация составлены на бумажном носителе правильно, все равно будут ставить нарушение, исходя из данных ЕИС. 

 


   Внедрение государственной информационной системы, которая фиксирует действие, бездействие участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, перенесли с 1 октября 2019 г. на 1 января 2020 г. 

 

 

 


   Изменения, вступающие в силу с 1 июля 2019 года. 

 

   Теперь понятие «банковская гарантия» используется в значении, указанном в Гражданском кодексе РФ. 

 


   Для лиц, указанных в части 5 статьи 15 Закона №44-ФЗ распространили положения Закона №44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля.

 


   Не допускается возлагать на органы контроля, полномочия, предусмотренные статьей 26 Закона №44-ФЗ, за исключением органов контроля, осуществляющих такие полномочия в соответствии с частями 2, 5 статьи 99 Закона №44-ФЗ, а также органов местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок. 

 

   В случае возложения на органы контроля, полномочий в соответствии с частями 2, 5 статьи 26 Закона №44-ФЗ (централизация закупок) либо возложения на орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, полномочий по централизации закупок, не допускается возложение на одно должностное лицо такого органа обязанностей по осуществлению полномочий на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, и обязанностей по осуществлению контроля в отношении таких закупок. Также другие изменения в части контроля закупок. 

 


   НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная цена единицы товара, работы, услуги, начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, максимальное значение цены контракта (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить) указываются с использованием ЕИС. В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения Закона №44-ФЗ, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом №44-ФЗ не установлено иное. 

 


   Будет признана утратившим силу часть 4 статьи 23 Закона №44-ФЗ, которое обязывало указывать наименование объекта закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг.

 


   Оператор электронной площадки будет осуществлять ведение реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Указанный реестр будет размещаться на электронной площадке ее оператором в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24.1 Закона №44-ФЗ.

 


   Опыт работ в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ теперь участники закупок обязаны включать в реестр участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

 


   Также, будет дополнен пунктом 8 часть 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ в соответствии с которым документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства содержит проектную документацию, за исключением случая, когда она не требуется, и включение проектной документации в документацию о закупке является надлежащим исполнением требований заполнения описания объекта закупки. 

 


   Проект контракта дополняется информацией в случае, когда невозможно определить количество, объем, в части содержания порядка определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика. Также в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт. Кроме всего, дополнено обязательное условие, которое включается в контракт, в части порядка и срока предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к их предоставлению.

 


   Часть 27 статьи 34 Закона №44-ФЗ дополняется нормой в части установления максимального срока возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, который не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, за исключением СМП и СОНО, по которым не должна превышать пятнадцать дней.

 


   Согласно новой редакции части 3 статьи 37 Закона №44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится только три исполненных без штрафов контракта за последние три года. При этом цена одного из таких контрактов также должна составлять не менее чем 20% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Кроме того, при применении антидемпинговых мер выплата аванса при исполнении контракта не допускается. 

 


   С пункта 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ исключили закрытый перечень предмета закупок, по которым невозможно определить объем работ, услуг, и дали полномочия Правительству РФ определять указанные случаи. Следует отметить, исходя из изменений указанной нормы о том, что в эти случаи могут быть и включены закупки с предметом поставка товара.

 


   Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять от 0,5% до 1% процента НМЦК, если размер НМЦК до 20 миллионов рублей (ранее было от 5 до 20 млн. руб.). 

 


   Также внесены редакционные поправки в части взаимодействия банка и оператора электронной площадки в рамках блокирования и разблокирования денежных средств, которые находятся на специальном счете, внесенные в качестве обеспечения заявки. 

 


   В статью 45 Закона №44-ФЗ внесены изменения с учетом того, что банковская гарантия, в том числе, будет действовать на обеспечение гарантийных обязательств.

 

   Увеличен ценовой порог для аукционов до 300 миллионов рублей, при которых принимать заявки нужно минимум семь дней, а в случае строительных работ – до 2 млрд рублей (ч. 2-3 ст. 63 Закона № 44-ФЗ). 

 

   Дополнен частью 3.1 статья 66 Закона №44-ФЗ в соответствии с которым при размещении проектной документации, комиссия не рассматривает первые части заявок, для участия в закупке от участников достаточно предоставления только согласия о выполнении работ. 

 


   По новым требованиям электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. При этом дополнено основание возврата заявки оператором электронной площадки участнику аукциона. Оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение: 
   1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке; 
   2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае: 
     а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством РФ в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона №44-ФЗ
     б) нарушения порядка взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, установленного Правительством РФ, при направлении таких документов (или их копий). 

 


   Срок рассмотрения первых частей заявок будет составлять 3 рабочих дня вместо 7 дней (ч. 2 ст. 67 Закона № 44-ФЗ), а при НМЦК менее 300 млн. руб. (менее 2 млрд. руб. при строительных работах) также остался 1 рабочий день, а электронный аукцион будет проводиться на следующий день после рассмотрения первых частей, за исключением если в документации электронного аукциона приложена проектная документация, проведение электронного аукциона пройдет через 4 часа после окончания подачи заявок (ч. 3 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).

 

   Кроме того, нижний предел шага аукциона, который был установлен в размере 100 рублей, исключили.

 


   Дополнен максимальный размер шага аукциона до 5 % цены контракта, в случае, если электронный аукцион проводится на право заключить контракт.

 


   Согласно новой редакции статьи 83 Закона №44-ФЗ если запрос предложений признан несостоявшимся, потому что не подано ни одной заявки, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика. В настоящее время можно проводить только новую закупку. Можно будет, как провести новую, так и заключить контракт с единственным поставщиком. Такое же изменение внесено в части запроса предложений в электронной форме, т.е. в часть 27 статьи 83.1 Закона №44ФЗ.

 


   В статью 83.2 Закона №44-ФЗ дополнили частью 2.1, который определяет порядок включения информации в проект контракта в части цены в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить. Включается в проект контракта максимальное значение цены контракта, цена единицы товара, работы, услуги. При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт. 

 


   Также при проведении закрытого аукциона, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, определили по аналогии открытым электронным аукционом, что 
аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

 


   Кроме того, увеличится по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ максимальная цена контракта до 300 000 рублей. При этом следует отметить, что годовой лимит указанных закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) остался неизменным. 

 


   Увеличен максимальный размер цены контракта при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии от 200 тыс. рублей до 1 млн. рублей (п.28 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ). 

 


   Статья 94 Закона №44-ФЗ дополнена частью 7.1, которая предусматривает, что в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с Законом №44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом. 

 


   Будет расширен список случаев, когда можно вносить существенные изменения в условия контракта: 


   1. При изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению 
работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта; (дополнен подпункт «в», п.1 ч.1 
ст.95 Закона № 44-ФЗ
). 


   2. При исполнении контракта на строительство при выполнении следующих условий: 
     - контракт должен быть заключен на срок не менее года; 
     - предметом является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия; 
     - цена составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ; 
     - возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. 
   При этом должно быть обоснование в письменной форме о необходимости этих изменений и о том, что данные существенные изменения не приведут к увеличению срока исполнения и (или) цены контракта более, чем на 30%. В указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений (дополнен п.8 ч.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ).


   3. Можно один раз изменить срок исполнения строительного контракта при выполнении следующих условий: 
   - предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, 
   - если его невозможно выполнить вовремя по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок. 
   При этом он не должен превышать сроки исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (дополнен п. 9 ч.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ). Также, если обеспечение исполнение контракта внесено денежными средствами по соглашению сторон возможно определение нового срока возврата заказчиком подрядчику этих средств. И в случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом №44-ФЗ, предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта. 


   4. В случае заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст. 93 (дополнен п.10 ч.1 ст. 95 Закона №44-ФЗ). 

 


   Также добавлена новая возможность в связи с дополнением нормы (ч 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), в соответствии с которым при расторжении контракта возможно заключение контракта со вторым участников, но с одним условием: только в случае, если принято решение о включении победителя электронной закупки в РНП, если он согласится заключить. 

 


   Необходимо будет в извещении об осуществлении закупки, документации закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом устанавливать требование об обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона №44-ФЗ

 


   Также в статью 96 Закона №44-ФЗ внесены изменения в части учета требования об обеспечении гарантийных обязательств. В том числе определили, что размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта. 

 


   Предоставлены дополнительные преференции для СМП и СОНО в части размера обеспечения исполнения контракта. Так по обычным участникам размер считается процент от начальной (максимальной) цены контракта, а для СМП и СОНО от цены, по которой в соответствии с Законом №44-ФЗ заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Кроме того, согласно части 8.1. статьи 96 Закона № 44-ФЗ победитель от СМП, СОНО освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, если смогут подтвердить положительный опыт участия в закупках. Для этого необходимо будет предоставить информацию из реестра контрактов. У поставщика (подрядчика, исполнителя) должно быть 3 исполненных контракта в течение 3 лет без штрафов. Сумма цен таких контрактов должна быть не меньше НМЦК, указанной в извещении и документации. 

 


   Кроме всего, вступают в силу изменения, которые были внесены в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 года №502-ФЗ в части дополнения частями 7.1, 7.2, 7.3 статьи 96 Закона №44-ФЗ, которые предусматривают порядок уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в ходе исполнения контракта.

 


   Внесение изменений в план-график в соответствии с частью 13 статьи 21 №44-ФЗ по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ - не позднее чем за один день до дня заключения контракта. 
 

 

   Внесены изменения в статью 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которым осуществляющие общественный контроль общественные объединения и объединения юридических лиц исключаются из числа лиц, пользующихся правом обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика. Кроме этого, с указанной даты, жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения, в случае если жалоба подана участником закупки, информация о котором, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа такого участника закупки - юридического лица включена в РНП. 

 

 

 



   Изменения, вступающие в силу с 31 июля 2019 года. 

 


   Внесли редакторское изменение в части уведомления контрольного органа в сфере закупок при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Просто слово «уведомить» заменили словом «направить», при этом суть нормы осталось прежней. 

 


   Согласно новой редакции извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется по всем пунктам части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ

 


   Также внесли редакторское изменение в части определения и обоснования цены контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом дополнили в части того, что контракт должен содержать обоснование цены контракта, а также с такого обоснования в новой редакции исключили следующие пункты части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ
   10) поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и 
музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофонда и аналогичных фондов; 

   13) закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на 
произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений 
конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, 
фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения,фонограммы; 

   14) закупка печатных изданий или электронных изданий (в том числе 
используемых в них программно-технических средств и средств защиты 
информации) определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций; 

   17) заключение контракта театром, учреждением, осуществляющим 
концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, домом (центром) народного творчества, домом (центром) ремесел, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком или ландшафтным парком с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим лицом или конкретным юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным 
коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение, либо с физическим лицом или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций (в том числе для обеспечения сценических, аудиовизуальных эффектов), сценической мебели, сценических костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций (в том числе для обеспечения сценических, аудиовизуальных эффектов) и костюмов материалов, а также театрального (концертного) реквизита, музыкальных инструментов, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями. 

 


   Обязанность заказчика привлекать экспертов к проведению экспертизы поставленного товара, предусмотренная частью 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ утратит силу. При этом оставили право определения Правительством РФ случаев обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

 


   Бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные 
предприятия могут проводить закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию. В связи с этим статья 112 Закона №44-ФЗ дополняется частью 42.2, который дает право бюджетным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям изменить или утвердить правовой акт, регламентирующий в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» правила закупки, для осуществления закупок, предусмотренных пунктом 1 части 2, подпунктом «а» пункта 2 части 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона, в 2019 году.

 

   Статья 34 Закона №44-ФЗ дополняется частью 29.1 в соответствии с которым при осуществлении закупки путем конкурса с ограниченным участием (в том числе в электронной форме), закрытым способом в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 56, пунктом 2 части 2 статьи 56.1, пунктом 3 части 2 статьи 84 Закона №44-ФЗ в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом. 

 

   Увеличится по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ максимальная цена контракта до 600 000 рублей. При этом следует отметить, что годовой лимит указанных закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей. Ранее было годовой лимит был установлен не более пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не более чем двадцать миллионов рублей. Кроме того, в указанный пункт добавили дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел.

 

 
   В пункт 13 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ дополнили возможность закупки прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, прав на исполнения конкретных исполнителей, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков.

 


   По пункту 17 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ дополнительно дали права заключать контракты домом (центром) народного творчества, домом (центром) ремесел. Также уточнили в части возможности заключения контракта с физическим лицом или юридическим лицом, в том числе, для обеспечения сценических, аудиовизуальных эффектов, а также концертного реквизита, музыкальных инструментов. 

 

 

 

 


   Изменения, вступающие в силу с 1 октября 2019 года. 

 


   С октября вступят в силу изменения связанные с планированием закупок, регламентировать работу будет новая редакция статьи 16 Закона № 44-ФЗ

 


   Из положений новой редакции следует, что планы закупок исключат из Закона № 44-ФЗ, заказчики будут включать сведения о закупках только в планы-графики. При этом планы-графики закупок будут формироваться в том числе, на срок, соответствующий сроку действия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законов субъекта РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. Также имеется возможность включения информации о закупках, ланируемых по истечении планового периода. Кроме того, одним из существенных изменений является исключение полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, местной администрации в части определения порядка формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд. Все полномочия в этой части передали Правительству РФ. 

 


   Установили единый срок изменения плана-графика, внести изменения можно за один календарный день до того, как размещается извещение, направится приглашение на закрытую закупку или заключится контракт с единственным поставщиком.

 


   Между тем, планирование закупок на 2019 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу №71-ФЗ.

 


   Также коснулись изменения в части обосновании закупок. В новой редакции оценка обоснованности закупок не будет проводиться при мониторинге закупок. Кроме того, исключили полномочия Правительства РФ в части определения порядка обоснования закупок и формы такого обоснования.

 


   Дополнили новой нормой в части содержания контракта в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

 


   Также извещение об осуществлении закупки дополнена информацией о размере аванса, устанавливаемый в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (если предусмотрена выплата аванса). 

 

 

 



   Изменения, вступающие в силу с 1 января 2020 года

 


   Кроме всего, вступают в силу изменения, которые были внесены в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 года №502-ФЗ в части признания утратившим силу статьи 62 Закона №44-ФЗ, а также исключается обязанность аукционной комиссии рассматривать информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (ч.2 ст. 69 Закона №44-ФЗ).

 

 

 



   Изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2020 года. 

 


   Внесено редакторское изменение в пункт 2 части 1 статьи 4 Закона №44-ФЗ в части обеспечения ЕИС контроля за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и не превышением объема финансового 
обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в планах-графиках закупок, извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов (направляемых в соответствии с Законом №44-ФЗ с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты). 

 


   Дополняется полномочиями в части контроля в сфере закупок федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке функциональных требований к ЕИС, по созданию, развитию, ведению и 
обслуживанию ЕИС, по установлению порядка регистрации участников контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок) в ЕИС и порядка пользования ЕИС. Также дополнили частью 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ, определяющей полномочия вышеуказанного органа.

 


   С 1 октября 2019 года по 31 марта 2020 года контроль, предусмотренный 
частью 5 статьи 99 Закона №44-ФЗ, в отношении закупок, включенных в план-график закупок, предусмотренный статьей 16 Закона №44-ФЗ (в редакции ФЗ №71-ФЗ), осуществляется с учетом следующих особенностей: 

      1) контроль за соответствием информации об идентификационных кодах 
закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 указанной части, не осуществляется; 

      2) в случае, предусмотренном пунктом 1 указанной части, осуществляется контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы-графики закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика. 

 


   До 1 октября 2019 года осуществление закупок лекарственных средств с указанием цены единицы товара, а также начальной суммы цен единиц товара и максимального значения цены контракта не допускается.